ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
Амалия Ульман
РАБОТА:
ЛЕТОПИСИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
Видео, инсталляция. 2015
Амалия Ульман последовательно исследует в своей художественной практике возможности Интернета и социальных медиа, используя их и как канал распространения информации, и как источник перерабатываемого ей материала, и как эстетическую матрицу. Художница стала широко известной благодаря двум проектам, сделанным в Instagram: Excellences & Perfections («Превосходства и Совершенства», 2014) и Privilege («Привилегия», 2015-2016). Видеолекция «Летописи личной жизни», напоминающая смесь TED Talk и видеоинструкций из Youtube, соединяет в себе еще больше легко узнаваемых характеристик информационного потока из Интернета: его избыточность, многоканальность, смешение границ между фактами и вымыслом.

Из разнородных элементов, таких как примитивная анимация, поп-музыка, кадры из популярных фильмов, рекламные ролики, отрывки из видеоблогов, — Ульман создает нарратив об истории личного дневника. Оптика художницы, иронично посвятившей работу диктатурам, жестокости в семейных отношениях и борьбе за власть, направлена на анализ этого широко распространенного культурного явления как одного из проявлений властных отношений. Так, по мнению рассказчицы, мужчины вручили женщинам дневник, чтобы изолировать чувства и мысли женщин под предлогом их сакральности и секретности (особенно точным кажется сравнение дневника на замочке с тюрьмой для женского сознания), в то время как сами использовали ручку и бумагу для получения образования и распространения своих идей. Интернет со всевозможными версиями блогов как современных технологичных версий дневника фактически предоставляет большую свободу для того, чтобы делиться опытом, но Ульман подчеркивает, как цитируемые ею влоги о пластических операциях, беременности или диете по-прежнему остаются в табуированной, полупубличной зоне.

Художница полностью трансформирует пространство выставочного зала, вырывая музейного посетителя из привычного белого куба, интонация ее повествования блуждает от исторического исследования до потока банальностей, как будто бы позаимствованных из мессенджера. Сконцентрированные в 14 минутах, на первый взгляд, легкомысленного и игрового видео смысловые сдвиги, противоречия и контрасты актуализируют вопрос истории и современного состояния женской субъективности, права женщины на автобиографичное повествование и вопрос его равноценности повествованию маскулинному.

Made on
Tilda