ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
Анри Сала
РАБОТА:
ИНТЕРВЬЮ
Видео. 1997
«Интервью», по сути дела, является дебютной работой Анри Сала, одного из важнейших художников своего поколения. Видео состоит из документальных архивных видеокадров, отрывков пропагандистских фильмов и телевизионных выпусков новостей, а также реконструкции ряда событий. В его основу легло найденное художником в доме родителей видеоинтервью его матери Вальдеты, которая в 1970-е была активным членом молодежного отделения албанской коммунистической партии. Звуковой ряд к интервью был полностью утерян, а мать художника не помнила ни факта этого своего публичного выступления, ни его сути, как и интервьюировавший ее журналист. Благодаря школе глухонемых художнику удалось восстановить речь матери двадцатилетней давности. Таким образом, художник в своей работе сконструировал момент, невозможный при обычном ходе жизни, когда человек может столкнуться лицом к лицу с прошлой версией себя, с человеком, которым он или она были несколько десятилетий назад. Одновременно художник очевидным образом сопоставляет свою молодую мать, запечатленную в найденном интервью, и самого себя: героиня видео и художник в момент создания работы – почти ровесники, поэтому сопоставление их жизненных позиций и взглядов более оправдано, чем любая другая попытка соотнести себя с историей своих родителей. Сын, интервьюирующий мать, и мать, столкнувшаяся с собственными иллюзиями и убеждениями молодости, которые ее сознание, очевидно, подавило, – Сала создает крайне напряженное видео в жанре «лирической документалистики», столь характерном для 1990-х годов, когда многие исторические события последних пятидесяти лет, наконец, потребовали ревизии.

В связи со сложностью истории второй половины XX века, албанской в частности, «Интервью» Анри Сала - это работа не только о семейной археологии, но и о человеческой жизни на фоне больших исторических и идеологических изменений, которые, разыгрываясь на фоне жизни одного человека, кажутся еще драматичнее, чем в отрыве от уникальности жизни отдельного участника событий. Таким образом, Сала создает некую систему отражений, где пересекаются общественная историческая амнезия и личное забвение, судьба поколения и отдельного его представителя, судьба человека на фоне большой истории и в самом ее эпицентре. При этом «Интервью» отчасти примиряет историю глобальную и личную. Хотя обращение к прошлому вызывает у матери художника и героини фильма болезненную и неоднозначную реакцию, она во многом провозглашает верховенство человеческой судьбы и жизни над историей и идеологией, говоря о том, что никакая система не может помешать влюбляться и заводить детей, страх за которых заслоняет в сознании героини вопросы большой политики и ее взаимоотношения с ней.

Made on
Tilda