ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
Даниэла Комани
РАБОТА:
Это была я. Дневник 1900 - 1999
2002 - 2019
Винил, печать

Это была я. Дневник 1900 - 1999
2002 - 2019
Аудио 60 мин.
Работа Даниэлы Комани существует в трех версиях: в виде текста на стене, аудиозаписи и книги (из которых две первые представлены на настоящей выставке). При этом все три версии строятся на общем концептуальном приеме —отождествлении двух типов повествования, биографического и исторического. В работе от первого лица перечисляются события, случившиеся в каждом из 366 дней високосного года. Только вот события эти, и в самом деле состоявшиеся в указанных месяце и дне, не совпадают по годам и в своей совокупности представляют историю минувшего ХХ века. «1 января. — начинается рассказ Даниэлы Комани, — Я основала в Берлине коммунистическую партию». И завершается: «31 декабря. Прервав празднование Нового года, я бежала с Кубы. Так пал мой режим».

Этот, как кажется, крайне простой прием обладает, однако, исключительной содержательной емкостью. С очевидной наглядностью он выявляет основополагающие свойства любого повествования — биографического и не только. Так, обращает на себя внимание, что жизненные коллизии 366 дней рассказываются Комани в хронологическом порядке, в то время как в перечислении исторических событий временная последовательность нарушена. Два эти типа повествования — линейный, более простой, и нелинейный, более сложный, — были описаны еще Аристотелем, который их назвал mythos и logos, в то время как теоретики русской формальной школы ввели термины «фабула» и «сюжет». И разумеется, большая часть повествований не ограничивается фабулой и в своем стремлении передать всю комплексность человеческого опыта строит сложные временные конструкции, нарушая линейную последовательность. Поэтому, как говорили формалисты, фабулу «Анны Карениной» можно рассказать в одном абзаце, а сюжет романа можно освоить, лишь прочтя его от первой до последней строчки. Аналогично и в работе Комани: ее фабула была изложена в первом абзаце настоящего текста, а постигнуть ее сюжет можно лишь прочитав или прослушав ее всю от начала до конца. Однако, если обычно фабула как бы растворена в сердцевине сюжета, то в саморефлексивной работе Комани фабула и сюжет представлены наглядно и как бы прилаженными друг к другу, подобно предмету, уложенному в его специальный футляр.

Своей парадоксальной игрой со временем Комани обращает наше внимание на то, что субстанциональная природа любого повествования темпоральна. Люди для того и рассказывают истории своей жизни, чтобы осознать себя во времени. Как для того они и изучают историю, что это позволяет им найти место своей прожитой жизни в большой Истории. Без этого мы не можем выстроить свою идентичность. В работе Комани на это прямо указывает аффектация ее авторского присутствия во времени — «Это была я»! — как и стремление безраздельно отождествить себя со своей эпохой и ее событиями. Диалектика всеобщего и частного, внеличного и персонального присутствует в любом повествовании. Люди рассказывают историю своей жизни, а из нее вырастает история времени. Люди рассказывают об эпохе, но за этим рассказом неизбежно стоит личный опыт. В отличие от большей части повествований, у которых этот второй план обычно скрыт, Комани предъявляет эту диалектику с программной наглядностью.

Наконец, рассказывая историю своей жизни, люди обычно ведут ее из незавершаемого длящегося настоящего, поэтому сам этот рассказ есть часть истории. Когда же они пишут историю, она воспринимается как нечто ставшее, как нечто, что описывается издалека. Отождествляя биографию с историей, Комани показывает, что на самом деле, и в том, и в другом случае, описывая прошлое, люди рассказывают свою историю, оправдывая свое настоящее и обустраивая свое будущее.

Made on
Tilda