ВЫСТАВКА «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДСТВО»
Аттила Чёргё
(Венгрия)
РАБОТА:
«Как сделать апельсин?» 1993 – 2002
6 бумажных шаров, 6 электрических фенов сферической формы: диаметр примерно 15 см. каждый. Размеры варьируются
Предоставлено Галереей Gregor Podnar
Творчество Аттилы Чёргё возвращает нас к давнему философскому спору реалистов и номиналистов. Первые, как известно, восходя к Платону, настаивали на существовании неких общих сущностей, первичных по отношению к частным проявлениям бытия. Вторые же, продолжая софистов, считали, что общего не существует: важны не сущности, а существование в его конкретных формах и проявлениях. Чёргё в своих работах постоянно обращается к базовым пластическим формам – сфере, кубу, пирамиде и т.п. Однако у него эти очевидные проявления общего лишены абсолютной самодостаточности. Они, как оказывается, могут быть производными друг от друга. К примеру, согласно подсчетам художника: «1 четырехгранник + 1 четырехгранник = 1 куб». Но, более того, оказывается, что не только конкретные вещи восходят к абсолютным формам, но и наоборот. К примеру, трехмерная сфера может быть создана за счет сворачивания спиральной плоскости, подобно тому, как собранная вновь полоска кожуры может восстановить трехмерный объем апельсина. Таким образом, не только сущности помогают нам систематизировать многообразие мира, но и опыт существования среди конкретных вещей помогает прийти к постижению общих понятий. Если признать, что общее и частное, сущность и существование суть базовые категории бытия, то искусство Аттилы Чёргё предстает инсценировкой диалектики этих понятий, их взаимных зависимостей и отношений.
Made on
Tilda