ВЫСТАВКА «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ СРОДСТВО»
Кэти Хольтен
(Ирландия)
РАБОТА:
«Скопление (Возникающее перемещение)», 2013
Холст, белый древесный уголь, мел, масляный карандаш.
230x150x2 см
Предоставлено VAN HORN, Дюссельдорф
В 2003 году Кэти Хольтен представляла Ирландию на 50-й Венецианской биеннале. Свой павильон она превратила в научную лабораторию. Здесь она проводила исследования, семинары и дискуссии, встречалась с экспертами, отсюда она отправлялась в экспедиции и сюда приносила их результаты. Целью же ее работы было фундаментальное изучение венецианской экосистемы. Таким образом, вместо того, чтобы показывать в Венеции свое искусство, Хольтен превратила искусство в средство изучения места, где ей было предназначено показывать искусство. И, разумеется, как руководитель проекта, весь период биеннале она провела в павильоне, на рабочем месте.

Более поздние работы художницы, как кажется, свидетельствуют о ее возврате к более традиционным, почти станковым формам. Однако и в них исследовательская компонента продолжает играть основную роль. Неудивительно, что излюбленной художественной техникой Хольтен является рисунок. Ведь это техника, позволяющая оперативно фиксировать данные, полученные в ходе полевых исследований, которые неизменно остаются важной составляющей ее рабочего метода. Так, в масштабном цикле графических штудий («Города») она запечатлела стадии градостроительных изменений – Балтимора, Нью-Орлеана, Салины и др., а в другом («Поле бесконечности») – она перенесла на бумагу изменения русел рек. При этом, как и пристало экосистемным исследованиям, Хольтен отслеживает многовековые или даже тысячелетние социальные и природные процессы, происходившие в некоем конкретном месте, которое художница лично осваивает во время многочасовых прогулок.

В ходе одной из таких прогулок – в Канзасе, на территории, бывшей некогда дном мирового океана, она обнаружила залежи белого мела. Так родилась серия «Констелляции». Как признается художница, «мне было приятно осознавать, что я рисую материалом, на формирование которого потребовались миллионы лет, и у истоков которого лежат живые субстанции...». При этом белый меловой рисунок на черном фоне воссоздает фотографии земной поверхности, созданные ночью наземной обсерваторией НАСА. То, что кажется звездным небом, на самом деле есть документальный образ Земли, озаренный ночным освещением. «В этих работах, – продолжает Хольтен, – я не смотрю за наши пределы, напротив, я обращаю взгляд на нас самих... Я пытаюсь пригласить зрителя осознать, насколько наш созданный людьми мир похож на мир «природный»... Он кажется природой, потому что он и есть природа – мы продолжаем быть частью природного мира». Это же намерение заставило художницу перенести свои рисунки «городов» в формат анимации. В ней процесс становления человеческой эйкумены напоминает мерное дыхание живого организма.
Made on
Tilda