Марьетица Потрч
Словения
РАБОТА:
Модуль Рамот Полин с суккой, 2011
Строительные материалы и система водоснабжения (кирпичи, дерево, обшивка из фибролита, металл, пластик)
Предоставлено автором и Galerie Nordenhake, Берлин/Стокгольм
Центральным предметом исследования словенской художницы Марьетицы Потрч являются различные архитектурные конструкции как индикаторы социального ландшафта. Архитектурное исследование на местности — неотъемлемая часть ее художественного метода, но не самоцель. «Модуль Рамот Полин с суккой» — характерный пример такого художественного исследования. В этой инсталляции Потрч соединяет архитектуру пятиугольных модулей квартала Рамот Полин в Иерусалиме, разработанную Цви Хекером, и сукку — временную постройку, традиционно возводимую к еврейскому празднику Суккот.

Проводя сайт-специфичное исследование, Потрч анализирует социальные предпосылки и историю тех или иных архитектурных решений. Так, экспериментальный модернистский проект квартала Рамот Полин, построенного в 1970-е годы по инициативе государства в качестве социального жилья, имел и важное политическое значение — расширение Иерусалима за счет земель, присоединенных в результате Шестидневной войны 1967 года. Жители района, ортодоксальные евреи, в скором времени дополнили пятиугольные модули многочисленными прямоугольными пристройками, сукками. Первоначальный вид утопического модернистского квартала был причудливо изменен в связи с потребностями его жителей. Кроме того, этот проект обращается к социальному разделению израильского общества, в котором отношение к религии определяет многие стороны жизни. Таким образом, Потрч проблематизирует модернистскую идею универсальности и обнажает влияние культуры, религии и политики на такие базовые составляющие человеческой жизни, как облик жилища. Расположение целых архитектурных модулей, изъятых из привычного урбанистического контекста, в выставочных и музейных пространствах позволяет художнице привлечь внимание зрителя к социальным аспектам архитектуры. Художница называет свои архитектурные исследования «портретами городов». Несмотря на то, что «Модуль Рамот Полин с суккой» ставит под сомнение утопические идеи модернизма, он, как и все исследования Потрч, сам несет утопические идеи преобразования мира через искусство, ведь место создают люди, его населяющие и обживающие, к которым и обращается художница.

Анна Журба
THE HUMAN CONDITION
artistic director of the project: Viktor Misiano
National Center for Contemporary Arts
Moscow Museum of Modern Art
Jewish Museum and Tolerance Center
Made on
Tilda