ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
Ольга Чернышева
РАБОТА:
МУЗЕЙ ЧЕХОВА
Рисунок-раскадровка, видео.
2017
Видеоработа Ольги Чернышевой «Музей Чехова» обращается к широко распространенному в России феномену мемориального музея-квартиры. Снятое на любительский манер видео превращается в некую смутную субъективную экскурсию по строго регламентированной жизни музея. Многие мемориальные музеи, как и музей Чехова, были созданы в советское время и по канонам не только советской музеологии, но и самого метода повествования о великой русской культуре и науке, для которого свойственно превращение биографии в своего рода монумент, канонический и неизменный, застывший во времени. Эти музеи, часто сохраняющие свой первозданный вид многие десятилетия, функционируют как своеобразные машины времени и одновременно вневременные пространства — в одном пространстве пересекается эпоха жизни знаменитого жильца, советская реконструкция представлений о его значимости и современная интерпретация его/её наследия.

Во многом, видео посвящено столь трудному для российского контекста вопросу сохранения исторической памяти, без которой невозможно сохранить и память об отдельном человеке и его судьбе. Чернышева одновременно ставит под вопрос и бюрократизацию, формализацию рассказа о человеческой судьбе, саму возможность некой режимности для такого повествования и его неизбежную субъективность и оценочность, неминуемую условность любой биографии.

Однако, как всегда у художницы, главным объектом исследования которой вне зависимости от медиа является человек и человеческое, героями видео становятся не столько семья Чеховых, сколько посетители и сотрудники музея. Блуждающая камера художницы запечатлевает обыденные сцены и диалоги, которые будто заимствованы из одного из рассказов Чехова. В этих сценах наследие писателя живет гораздо более ярко и искренне, нежели в безвременной и отчасти обезличенной экспозиции, которая заменяет остроту единичной человеческой жизни общими местами эпохи, класса или семьи.

Видео содержит множество комических и драматических моментов, моментов напряженности, но очень человечной и простой, лишенной всякого пафоса. Все эти моменты будто дополнительно подчеркивают двойственность биографии публичного человека, ставящую перед условным рассказчиком и его слушателями задачу не допустить превращения человеческой судьбы в функцию (в данном случае, например, врача и писателя), постараться сохранить ее сложность, объемность, противостоять «монументализации» человеческой жизни.

Made on
Tilda