Адриан Пачи
Албания / Италия
РАБОТА:
Per Speculum, 2006
Фильм 35 мм, 06 мин 53 сек
Предоставлено автором и галереей kaufmann repetto, Милан (Италия)
Название настоящей работы – Per Speculum («Сквозь тусклое стекло») – восходит к известным словам апостола Павла из его «Первого послания к Коринфянам». В русском синоидальном переводе они звучат так: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Фраза эта в христианской теологической традиции стала почти каноническим определением неполноты нашего знания о Боге и созданного им сущего. Именно к этой фразе апеллировал Ингмар Бергман в его знаменитом фильме с тем же названием – «Сквозь тусклое стекло», основная мысль которого: человеку недоступно полнота единения с трансцендентным. В свою очередь Хорхе Луис Борхес понял слова апостола Павла не столько в экзистенциальном, сколько в эпистемологическим ключе. В его рассказе «Зеркало загадок» приводится целая череда возможных и подчас полярных интерпретаций слов из «Послания Коринфянам» с тем, чтобы прийти к выводу: «Ни один человек не знает, кто он на самом деле... Никто лучше его самого не иллюстрирует эту сокровенную слепоту».

Что же касается Адриана Пачи, то им эта исходная обреченность человека на слепоту понимается отнюдь не метафорически, а почти буквально. Ведь предметом его интереса является не столько неполнота нашего концептуального познания, сколько познания художественного. По мере разворачивания его работы мы становимся очевидцами того, как то, что казалось нам достоверной реальностью оборачивается зеркальным отражением, а то, что претендовало на целостную картину, оказывается лишь фрагментом, который впоследствии сам рассыпается на осколки. Отсюда следует, что любой художественный образ несет в себе травму: он всегда запечатлевает что-то, что в момент нашей встречи с произведением уже не существует, он претендует на статус реального, но оказывается лишь видением (привидением), зыбким и преходящим.

Крайне важным поэтому является то, что Per Speculum был создан не на цифровую, а на пленочную камеру и что кинопроектор с вращающейся в нем пленкой оказывается частью работы, наглядно являя нам хрупкий материальный носитель киноиллюзии.

Made on
Tilda