Жоана Хаджитомас и Халил Жореж
Ливан / Франция
РАБОТА:
180 секунд непреходящих образов, 2006
4500 фотографий, прикрепленных к панелям, 408x265 см
Предоставлено авторами и музеем FRAC Бретань
«Работа «180 секунд непреходящих образов», — объясняют ее авторы, —восходит к созданной нами ранее видеоинсталляции «Непреходящие образы». Мы распечатали эту 8-миллиметровую пленку на 4500 контрольных фотографий и расположили их по спирали, собрав в некое подобие мозаики. Чтобы получить хорошее качество изображений, мы предпочли небольшой размер отпечатков – 4х6 см, скрепили их с помощью скотча между собой, создав эффект мерцающей пульсации. В результате работа стала походить на абстрактное полотно пурпурного оттенка. То, как являют себя эти распечатанные кадры, пребывает в ином, отличном от фильма, временном режиме: здесь зрители могут увидеть их все сразу, охватив одним взглядом, а могут рассматривать в любом порядке, следуя своему ритму. Сквозь перламутровую блеклость образы реальности проступают призрачно, отказываясь тем не менее полностью исчезнуть. Эти образы-привидения остаются живыми, подтверждают свое реальное присутствие».

Как следует из этого описания, настоящая работа строится из двух составляющих – из изображений, воссоздающих реальность с максимально возможной для них достоверностью, и абстрактно-отвлеченной композиции. Зритель, таким образом знакомясь с произведением, постоянно переходит с одного его плана на другой – от фрагментов жизни к чистой форме. Так ему дается понять, что образ не исчерпывается зримой поверхностью изображения и что его конечная суть пребывает в ином измерении – там, куда уводит взгляд орнаментальная игра, то есть в сфере воображения. Так образы, связанные с войной и смертью, остраняются, превращаются в предмет стороннего созерцания. Хоть работа и охватывается взглядом, освоить в ней все 4500 распечатанных кадров не представляются возможным: разложенный по поверхности фильм предстает призрачным неохватным видением. Как известно со времен Иммануила Канта, зрелище, которое превышает способности человека его охватить и постигнуть. описывается через категорию возвышенного.

Возвышенный исторический опыт — именно так философ истории Франклин Рудольф Анкерсмит предлагал подходить к постижению прошлого, особенно травматичного. Историю надо не рассказывать, в нее надо играть, к ней надо относиться не как к науке, а как к произведению искусства. Произведение же, делая зримым ушедшее, дает возможность «этим образам-привидениям остаться живыми, подтвердить свое реальное присутствие».
Made on
Tilda