Адриан Пачи
Албания / Италия
РАБОТА:
Interregnum, 2017
Видео, цвет, звук, 17 мин 28 сек
Слово interregnum, знакомое большинству европейских языков, было позаимствовано из латыни и означает перерыв, паузу и, если быть ближе к его этимологии, междуцарствие. Именно последнее значение имеется в виду в фильме Адриана Пачи. Ведь работа эта являет собой монтаж хроникальных кадров массового прощания с политическими лидерами коммунистического мира – с Лениным, Сталиным, Мао Цзедуном, Чжоу Эньлаем, Ким Ир Сеном, Иосипом Броз Тито, Энвером Ходжей. Причем интересуют художника именно массы – шествующие колоннами, выстроившиеся в ряд, замершие группами перед радиоприемниками и т.п. Кадры с самими почившими лидерами отсутствуют: первопричина сцен коллективного горя не предъявлена.

Этот прием позволяет добиться удивительного художественного эффекта. Не предъявив объяснение происходящему, Пачи избавил хроникальные кадры от какой-либо риторики. А исходно она, несомненно, была: ведь материал позаимствован в киноархивах официальных кинорепортажей. Отсюда все то, что принято говорить о массовых ритуалах тоталитарных стран: поглощение частной жизни политическим, сведение личности к коллективному телу, деперсонализация индивида идеологией и т.п. Все это к образам фильма Пачи в полной мере неприменимо. Напротив, кадры фильма, особенно крупные планы, показывают нам личности, способные к глубоким переживаниям. То сильное впечатление, которое не могут не произвести эти сцены, их завораживающее воздействие связаны во многом с тем, что они крайне далеки от нашего актуального опыта. Cложные, интенсивные эмоции оказались утрачены в эпоху, стремящуюся жить эйфорически беззаботно, избегая избыточно сложных вопросов и нарушающих душевное равновесие переживаний. Эти эпические сцены горя пришли к нам из времени, когда люди были способны пережить Травму и разделить ее с другими, а потому они жили в Истории и были субъектами Политики.
Made on
Tilda