Чжэнь Цзежэнь
Тайвань
РАБОТА:
Фабрика, 2013
Цветное одноканальное видео, super-16mm, переведено на DVD, без звука, loop, 31 мин 9сек
В начале 80-х годов ХХ века французский историк Пьер Нора ввел понятие «место памяти» – одновременно материального, символического и функционального пространства, которое не обязательно должно быть связано с определенной топографией. Память в нем «кристаллизируется и находит свое убежище».

Таким местом памяти в фильме Чжэня Цзежэня становится заброшенная тайваньская швейная фабрика «Лянь Фу». В 1987 году после отмены законов военного времени производства в поисках более дешевой рабочей силы стали покидать Тайвань, что обернулось многочисленными банкротствами. Закрытие фабрик происходило внезапно, инвесторы исчезали с острова, рабочие оказывались без средств к существованию, а их права никто не собирался защищать. Двери швейной фабрики «Лянь Фу» навсегда закрылись 16 апреля 1996 года, на улице оказались 300 женщин, проработавших там не менее трети своей жизни. В течение следующих лет они пытались отстоять свое право на компенсацию Министерства труда, организовывали демонстрации и пикеты, но практически ничего не получили.

Чжэнь Цзежэнь встретился с группой самопомощи бывших работниц фабрики в 2002 году, а после года общения с ними снял фильм «Фабрика». В нем бывшие швеи, словно не нашедшие упокоения привидения, возвращаются в здание с тем, чтобы повторить еще один и – последний – раз ежедневные в прошлом рутинные действия: смести пыль, расставить стулья, настроить швейные машинки. Все манипуляции проводятся в тишине – фильм по просьбе работниц снят без звука. Это их молчаливый протест, а также жест силы воли и терпения в отстаивании своих прав. Фабрика за долгие годы стала зеркалом, отражающим коллективную идентичность этих женщин, их общее прошлое, совместно пережитой опыт травмы и борьбы.

В своих работах Чжэнь Цзежэнь рассказывает о тяжелой, полной потрясений истории Тайваня, пережившего в XX веке японскую колонизацию, военную диктатуру, капиталистическую экспансию, когда остров стал одной большой фабрикой по производству и экспорту товаров. По мнению художника эта смена режимов травмировала коллективную память, обернулась ее стиранием и перезаписыванием. Впав в историческую амнезию, тайваньское общество утратило способность отрефлексировать прошлое и повернуться к будущему.

В основе работы над «Фабрикой», как и над другими фильмами художника, лежат случайные и неожиданно плодотворные встречи Цзежэня с местными сообществами, зачастую маргинализированными объединениями людей, оказавшимися вытесненными из истории. С теми, кому угрожает забвение, но кто продолжает бороться с обстоятельствами: портовыми грузчиками, пациентами лепрозория, безработными, иммигрантами. Художник осознано занимается культурным производством, выбирая форму прямого взаимодействия с героями своих фильмов на съемочной площадке, создавая атмосферу совместной работы и взаимного обучения. Для Цзежэня этот способ выстраивания межличностных связей становится средством борьбы за сохранение коллективной памяти жителей Тайваня.
Made on
Tilda