СИМПОЗИУМ
«ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ»
2 декабря 2017
Второй день симпозиума «ВРЕМЯ И СМЫСЛЫ»
в рамках третьей сессии проекта «Удел человеческий»
модератор сессии – Елена Петровская
15:30 – 15:45
Панель 3. Культура памяти и призраки общностей
Елена Петровская (Россия). Вступительное слово
Существует общее понимание того, что новейшая история таит в себе такого рода опыт, который не только не схватывается привычными средствами анализа, но и бросает вызов рациональному мышлению как таковому. На месте обобщающих схем исторического познания все чаще появляются призраки. Именно этим словом выражается продленный во времени исторический опыт. С одной стороны, он не может быть переработан во что-то позитивное (из него нельзя извлечь урок), с другой – именно он, этот опыт, во многом определяет контуры современных коллективов. Сам по себе призрак очевидным образом сопротивляется формализации. И тем не менее призраки постоянно сообщают о себе. Их можно понимать по-разному, например, как такое промежуточное место, где снимаются любые оппозиции, или такое неустойчивое время, когда настоящее постоянно подтачивается и
выводится из равновесия прошлым. Призрачность – это также характеристика технических искусств, а именно кино и фотографии. В панельной дискуссии будут рассмотрены проблемы формирования образов истории сегодня с политической, художественной, этической и эстетической сторон.

ЕЛЕНА ПЕТРОВСКАЯ (РОССИЯ) Кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики Института философии РАН. Основные сферы интересов: современная философия, эстетика, американская литература и культура. Автор восьми книг, включая: «Непроявленное. Очерки по философии фотографии» (2002), «Антифотография» (2003, 2015), «По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции» (в соавторстве с О. Аронсоном, 2009), «Теория образа» (2010), «Безымянные сообщества» (2012) и «Что остается от искусства» (в соавторстве с О. Аронсоном, 2015).

Смотреть видео выступления
15:45 – 16:10
Анамнесис – корневая мифологема Европы
Александр Доброхотов (Россия)
Анамнесис – идея-метафора европейской культуры, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире. В отличие от более общего понятия памяти, анамнесис характеризует процесс логического и морального преображения, который следует из «собранности» в памяти разрозненных моментов действительности. От философии древних греков до коллизий сегодняшних дней идея анамнесиса вбирала в себя попытки восстановить и сохранить распадающуюся связь времен. В философии XIX–XXI веков анамнесис, как и категория памяти вообще, играет важную роль в тех концепциях, которые стремятся противопоставить диктатуре разума свободный поток витальности и зачастую оказываются единственным средством преодоления материальной косности. Своего рода аналогом философского анамнесиса можно считать ряд направлений литературы ХХ века (Пруст и др.), поста- вивших в центр авторского творческого акта воспоминание. В русской философии Вячеслав Иванов делает понятие анамнесиса едва ли не центральным в своем учении о «предвечной памяти Я», посредством которой Нетварная Премудрость учит человека превращать средства вселенской разлуки – пространство, время и инертную материю – в средства единения и гармонии. Но современность ждет новых ответов на вызовы сегодняшней планетарной цивилизации.

АЛЕКСАНДР ДОБРОХОТОВ (РОССИЯ) Доктор философских наук, профессор кафедры наук о культуре факультета философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Автор книг «Учение досократиков о бытии» (1980), «Категория бытия в классической западноевропейской философии» (1986), «Данте Алигьери» (1990), «Избранное» (2008), «Телеология культуры» (2016).

Смотреть видео выступления

16:10 – 16:35
Преследование и архивы в сегодняшний день
Эбигейл Соломон-Годо (США)
В определенный момент 1990-х размышления о преследовании, деятельности призраков, фантомов и привидений, а также призрачные темы в целом стали распространенным предметом озабоченности гуманитарных и социальных наук. Важным импульсом к этому была публикация в 1993 году книги Жака Дерриды «Призраки Маркса: Государство долга, работа скорби и новый интернационал», вышедшей в английском переводе годом позже. Однако еще раньше, в 1987 году, афро-американская писательница Тони Моррисон опубликовала свой незабываемый роман «Возлюбленная» (Beloved), в котором призрак убитого матерью-рабыней ребенка, рожденного в 1850 году, возвращается, чтобы преследовать ее потомков 100 лет спустя. Появление привидений было повторяющимся мотивом литературы как высоких, так и низких жанров, начиная с Шекспира и до Стивена Кинга, он часто встречается в популярных фильмах и других масс-медиа. Эбигейл Соломон-Годо рассмотрит то, что Деррида называл «фантомологией», на примере его недавних воплощений в современном искусстве. В произведениях очень разных художников, которые работают с фотографическими медиа, «фантомология» чревата историческими, социологическими и политическими последствиями. В частности, они демонстрируют, что вернувшийся с того света призрак, воплощенный в различных формах и образах, все время представляется как тот, кто возвращается, или то, что возвращается. Тем или иным образом появление призрака сигнализирует о темпоральности, в которой подавленное возвращается как симптом или тревога перед настоящим.

ЭБИГЕЙЛ СОЛОМОН-ГОДО (США) Историк искусства, куратор, независимый критик. Заслуженный профессор Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США). Автор книг «Фотография на скамье подсудимых: очерки по истории, институтам и практикам фотографирования» (1991), «Мужская беда: кризис репрезентации» (1997), «Призывая фотографию к порядку: гендер, жанр, дискурс» (2017, в печати) и др. Работает над книжным проектом «Художественная фотография в эпоху катастрофы».

Смотреть видео выступления
16:35 – 17:00
Как жить в мире с призраками
Хироки Адзума (Япония)
Наш мир полон привидений: его неотступно преследуют призраки политики и технологии. Политические призраки – это неоплаканные жертвы трагических событий. С конца Холодной войны многие нации, включая Россию и Японию, оказались беззащитными перед их голосами. Существование или скорее неистребимость призраков сделали дружбу между нациями недостижимой.
Технологические призраки – это персональные данные, созданные и подсчитанные виртуальными сетями. Наши жизни всегда окружены цифровыми альтер-эго, чьим публикуемым в социальных сетях голосам мы часто доверяем больше, чем реальному личному общению. Наша реальность оккупирована и изъедена призраками.
Должны ли мы изгнать злых духов и восстановить стабильную реальность? Жак Деррида считал, что это невозможно. Мы должны жить с призраками. И если так, то как мы могли бы жить с ними в мире? В своем выступлении Хироки Адзума расскажет о необходимости создания третьего, промежуточного пространства для призраков, находящегося за пределами политического разделения на друзей и врагов, технологического разграничения частного и общественного.

ХИРОКИ АДЗУМА (ЯПОНИЯ) Критик, философ, писатель. PhD Токийского университета, отделение науки и искусств. Возглавляет Genron Co., Ltd. Преподавал как приглашенный профессор в Токийском университете и Токийском технологическом институте, а также в университете Васэда. Руководит издательской компанией и пространством для мероприятий, не связанных с академической средой. Широко известен как философ нового поколения, специализирующийся на изучении механизмов информационных технологий, культуры медиа и т.д.

Смотреть видео выступления
17:00 – 17:25
Свидетель и право мертвых
Олег Аронсон (Россия)
На Нюрнбергском процессе, предваряя хроникальные кадры, снятые в нацистских лагерях после их освобождения, на которых запечатле- ны тысячи мертвых изуродованных тел, обвинитель от Советского Союза заявил, что эти свидетельства неоспоримы, поскольку «мертвые никогда не лгут». Эта риторическая фигура в рамках данного судебного процесса была повторена еще раз – в заключительной речи главного обвинителя от США, заявившего, что обвинять будут «мертвые, погибшие в этот период». Кажется не случайным, что именно кинохроника и фотодокументы стали источником подобных формулировок. Приход фотографии и кинематографа радикально изменил отношение к архиву, прошлому и историческому факту. Фотография и кинематограф, в отличие от письменных источников, обращаются не столько к тому, что надлежит помнить, сколько к случайно зафиксированному забытому или тому, что видеть не надлежит. Такова же и функция свидетеля, пережившего травматические события войны или геноцида. Его высказывание опирается не на знание, а на сам факт выживания, оказываясь в зоне неопределенности права, где как раз и передается голос мертвым.

ОЛЕГ АРОНСОН (РОССИЯ) Кандидат философских наук, искусствовед, теоретик кино и телевидения. Защитил диссертацию «Философские основания анализа кинематографического пространства». Старший научный сотрудник Института философии РАН. Автор книг «Богема: опыт сообщества» (2002), «Метакино» (2003), «Коммуникативный образ» (2007), «Силы ложного» (2017), а также многочисленных статей о современной философии, теории кино и масс-медиа. Лауреат Премии Андрея Белого в номинации «Гуманитарные исследования» (2007).

Смотреть видео выступления
17:25 – 18:00

в рамках третьей сессии проекта «Удел человеческий»

в рамках третьей сессии проекта «Удел человеческий»

Made on
Tilda