ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
Павел Альтхамер
(Польша)
РАБОТА:
МЕЗАЛИЯ
совместно с Паулиной Антониевич и Яцеком Ташковским
Смешанная техника. 2010

Павел Альтхамер представлен тремя формально самостоятельными работами, между которыми, однако, не трудно усмотреть драматургическую связь. Самая ранняя из этих работ — мультипликационный фильм «Мезалия». Создавался он в соавторстве с другом художника, кинематографистом Яцеком Ташковским, а в основу его легла фабула короткого рассказа писателя Марека Сеправского, в которую встроены были воспоминания детства самого Альтхамера. Созданная для фильма макет-сценография воссоздает сельскую местность, где художник провел свое детство, а также его бывшую квартиру и три типовых дома варшавской новостройки социалистических времен. Позднее этот макет был выставлен в галерее Фоксал как самостоятельна работа под тем же названием, «Мезалия». Третья работа, «Автопортрет в чемодане», и в самом деле воссоздает образ художника, однако на этот раз временная перспектива направлена не назад, в детство, а вперед, к старости. Автопортрет художника представляет его в преклонном возрасте.

Все эти три произведения удивительно емко сводят разные линии творчества художника. Так, создание иллюзионистических портретных изображений увлекало Альтхамера, скульптора по образованию, начиная уже с его первых шагов в искусстве, с его дипломной работы. Весь этот ранний период он и его жена Моника изготавливали тряпичные куклы, которые продавали в сувенирных магазинах, что было для молодой семьи существенным источником пополнения бюджета. Однако этот интерес художника к достоверному макетированию реальности имеет более глубокую природу. Грань между искусством и реальностью для Альтхамера достаточно зыбкая. Многие его проекты являются, по сути, формой социального активизма или социальной скульптуры. Так, многие годы Альтхамер ведет керамическую студию, т.н. Grupa Nowolipie, с людьми страдающими рассеянным склерозом, а своих соседей по варшавскому микрорайону Бродно он объединил в сплоченное многочисленными творческими проектами сообщество.

Крайне симптоматично, что в этих представленных на выставке ранних работах Альтхамер обратился к воспоминаниям недавнего детства и одновременно попытался представить себя в еще сильно отдалённой от него старости. Так, по сути, молодой еще художник представил свою жизнь как уже осуществившуюся целостность. Относительность времени — этот еще одна важная тема его творчества. К примеру, первая персональная выставка Альтхамера состоялась в 1991 году в Galeria a.r.t., которая незадолго до этого обустроилась в бывшей частной квартире, перестроив ее в выставочное пространство. Проект Альтхамера свелся к тому, что он вернул помещению его бывший вид.

Однако способность усмотреть в настоящем его иные темпоральные измерения — к примеру, увидеть себя в детстве или отдаленной старости, требует особого усилия. Отсюда еще одна линия работы Альтхамера — это эксперименты с «изменением состояния сознания». Так, однажды в ходе гипнотического сеанса он увидел себя в 1944 году маленьким мальчиком по имени Абрам, скитающимся по руинам еврейского гетто со своим псом Буреком. Этому явившемуся ему иному я Альтхамер в 2007 году на одной из улиц Варшавы поставил бронзовый памятник. Время для художника не линейно: прошлое и будущее, детство и старость свернуты в моменте настоящего, а личность не замкнута в себе, а несет в себе других, реальных или умозрительных.

Made on
Tilda