ВЫСТАВКА «БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ»
РОЕЕ РОЗЕН
РАБОТА:
ЖЮСТИН ФРАНК (1900-1943). РЕТРОСПЕКТИВА
1998 - 2003
Жюстин Франк – сюрреалистка, автор порнографического романа «Сладкий пот» (1931), любовница Жоржа Батая, а также первое альтер-эго одного из важнейших израильских художников современности Роее Розена. Неудивительно, что Розен, уже долгое время занимающийся преподавательской деятельностью, обращается к модернистскому приему создания двойника, примерки на себя другой идентичности, однако делает он это со свойственной современности избыточностью. Поэтому альтер-эго Розена обладают не только художественным наследием, но и полноценной биографией, историей ее исследования и расследования, бережно создаваемыми художником. Фиктивные персонажи - после Франк Розен создал еще одного фиктивного художника, на сей раз российского происхождения, Максима Комар-Мышкина, - позволяют художнику обращаться к сложным темам, прибегая к языку черного юмора и самоиронии.

В одном из интервью художник говорит о своем альтер-эго, как о «бабушке, которая должна была <у него> быть». Так, в ее творчестве и биографии соединяются темы, которые повлияли на становление и практику самого Розена: еврейская теология, мистицизм, история христианского антисемитизма, история и мифология европейского авангарда, религиозное свободомыслие, феминизм и сионизм.

Проведенное Розеном исследование фиктивной биографии Франк и ее творчества, вращающегося вокруг двух основных тем – желания и насилия, позволяет художнику выстраивать диалог между историей и современностью. В современном мире политкорректности и самоцензуры, где все чаще не остается пространства для дискуссии, персонаж Франк дает художнику возможность актуализировать прошлое через призму настоящего и сделать высказывание на темы еврейской идентичности, сионизма и истории антисемитизма, феминизма и нашего понимания политической составляющей художественного высказывания.

Розен выстроил очень сложный, многослойный проект, в котором сам выступил как исследователь, биограф, критик, документалист и, конечно, мистификатор. Репрезентация проекта в СМИ была выстроена так, что многие анонсы достаточно настойчиво убеждали читателя в реальном существовании Жюстин Франк, и лишь вскользь упоминали настоящего автора проекта. Таким образом, «Ретроспектива Жюстин Франк» наглядно демонстрирует, как сегодня, в эпоху fake news и бесконечных публичных разоблачений, можно создать с нуля биографию, встроить её в личные истории других людей и историю искусства.

Made on
Tilda