ТЕЛЕОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Биография, судьба, надежда, вера
Если биография является послужным списком свершений человека в пределах отведенных ему жизненных обстоятельств, то судьба – это совокупность поступков совершенных им в ответ на обстоятельства, которые они не выбирал, но которые были даны ему временем, историей или природой. Биография может послужить примером, а судьба — уроком. Но в обоих случаях речь идет об опыте встречи с чем-то внеположенным человеку, когда внутренне и внешнее вступают во взаимодействие. Разумеется, внешние личности, став причастным его опыту, субъективируются, т.е. оказываются частью его внутреннего. И все же человек не только адаптируется к обстоятельствам, но и меняет их, следуя некому личному или коллективному утопическому горизонту. Им управляет вера, которая далеко не всегда конфессиональна, как и надежда, которая далеко не всегда несбыточна.
ВЫСТАВКА
БИОГРАФИЯ: МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ
13 ноября, 2019 – 2 февраля, 2020
Кураторы: Виктор Мизиано, Анна Журба
Выставка, название которой позаимствовано у биографического романа Хулио Кортасара, предпринимает попытку отразить целый ряд основных парадоксов, составляющих в своей совокупности суть феномена биографии. Экспозиция организована так, что каждый художник получил в распоряжение целый зал, чтобы сделать герметичное высказывание, хотя проект, тем не менее, может быть разделен на несколько глав. Феномен биографии как продукта индивидуалистического общества предполагает неминуемый нарциссизм, при котором объект и субъект исследования совпадают. Этот нарциссизм, в свою очередь, предполагает и игру фантазии художника о самом себе — так, на выставке представлены проекты Павла Альтхамера и Петера Фридля, воображающих свои биографии в их еще нереализованной завершенности. Также «Модель для сборки» иллюстрирует дихотомию завершенности и статичности биографического повествования, точкой в котором обычно является смерть (например, проект Максима Шера, в котором меняться может лишь оптика взгляда, но не сама история, прочерченная курсивом) и ее процессуальности, ежесекундной способности биографии к изменчивости (проект Анри Сала о несовпадении биографии в разных точках ее отслеживания). Биография подразумевает определенную монументальность, однако тон выставки далеко не всегда столь серьезен: Сергей Братков раскрывает свою жизненную историю через борьбу с вредной привычкой курить, а Марко Мяетамм последовательно архивирует сцены и курьезы своей повседневной семейной жизни. Выставка развивает своеобразную топонимику феномена биографии: автобиографичность (проекты Недко Солакова, Жанны Гладко и Баби Бадалова), выдуманные биографии и идентичности (проект Роее Розена), биография как часть большой истории (работы Амалии Ульман и Даниэлы Комани) и как история семейная или групповая (проект Воробьевых). Биография, безусловно, является определенным конструктом (к этому факту отсылает и само название выставки и финальная ее работа — проект Ольги Чернышевой), но конструирование также может происходить по целому ряду сценариев: от фикции до своеобразной археологии, от формального жизнеописания до глубоко личного повествования от первого лица.
Рекомендуемый возрастной ценз: 18+
Подробнее о выставке
THE HUMAN CONDITION artistic director of the project: Viktor Misiano
National Center for Contemporary Arts Moscow Museum of Modern Art Jewish Museum and Tolerance Center